Бизнес-аналитик — специалист, который занимается повышением эффективности работы предприятия. Он помогает в принятии обоснованных решений, снижает расходы компании и оптимизирует ее рабочие процессы. Представители этой профессии востребованы во всех деловых областях, включая сферу ИТ. Здесь они рассматривают возможности и оценивают потенциал внедрения ИТ-решений для автоматизации повседневных процессов и роста эффективности деятельности предприятия.
Чем занимается бизнес-аналитик в IT
Специалисты по бизнес-анализу в сфере информационных технологий выявляют слабые стороны организации и сообщают о них разработчикам для устранения проблем. Бизнес-аналитики простым языком рассказывают команде, которая занимается созданием приложений и работой с иными ИТ-проектами, о желаниях и потребностях компаний-клиентов.
Ключевые задачи, которые должен решать аналитик, — сбор, обработка и оценка деловой информации (прибыль, затраты, продажи, число участвующих в процессах работников). После этого специалист эффективно использует проанализированные сведения для разработки и совершенствования ПО, услуг (товаров) и деловых процессов. Для достижения цели эксперт занимается:
- Подробной оценкой вводных сведений, поиском проблем и возможностей для их устранения.
- Определением метрик — точек, к которым должно прийти предприятие после внесения изменений.
- Описанием процессов, их разделением на стадии и оцифровкой.
- Формированием требований и спецификаций для них.
- Составлением пользовательских сценариев и планов, прогнозированием положительных итогов внедрения изменений.
- Постановкой задач перед отделом разработки,описанием функциональных, технических и прочих требований к создаваемому продукту.
- Надзором за выполнением требований разработчиками при создании программного обеспечения и при необходимости корректировкой условий.
Бизнесаналитики должны знать и применять различные инструменты. В таблице приведены только те сервисы, которые необходимы специалистам в повседневной работе. Начать обучение профессии лучше всего, уже познакомившись с ними.
| Программа | Особенности |
|---|---|
| Python | Интерпретируемый язык для работы со сценариями, сайтами, информацией |
| Tableau | Система для разработки информационных панелей, визуализаций |
| FigJam | Редактор для разработки пользовательских интерфейсов |
| Excel | Составляющая пакета Microsoft Office, позволяющая с удобством работать с таблицами |
| Kaiten | Трекер задач для сохранения проектных документов, контроля над сроками и прогрессом по проектам |
| SQL | Сервис поисковых запросов для получения необходимых сведений из информационной базы |
Важно: наиболее востребованы специалисты–«гибриды», которые могут одновременно заниматься работой бизнес- и системного аналитика.
Что должен знать бизнес-аналитик
Ниже приведены лишь основные требования, которым должен отвечать каждый специалист по бизнес-анализу в сфере информационных технологий. На практике бизнес-аналитик обязан знать существенно больше. В частности, для успешной работы эксперт должен:
- досконально знать и понимать направление своей организации: финансовые технологии, фармацевтику, другое;
- знать английский язык на уровне минимум Upper Intermediate;
- знать, как работать с унифицированными системами и языками моделирования бизнес-процессов, такими как UML и BPMN. Среди других популярных инструментов для моделирования — графические сервисы Microsoft Visio и Camunda Modeler;
- знать, как разрабатывать спецификации, составлять и контролировать исполнение требований, писать техническую документацию в разных форматах по методике Use cases;
- знать Agile, Waterfall, прочие подходы к созданию ПО (методологии), этапы разработки программных продуктов;
- знать хотя бы основы экономики клиентской компании.
Образование специалиста, занимающегося анализом деловой информации, должно быть высшим. Предпочтительно основное или дополнительное обучение бухгалтерии, экономике, финансам, т. к. они тесно связаны с бизнес-анализом.
Список того, что необходимо знать бизнес-эксперту, можно продолжить. Однако личностные качества эксперта не менее важны, чем его опыт и знания.
Профессиональные и личностные качества бизнес- аналитика
У специалиста, которого можно сравнить с «переводчиком» между командой разработчиков и заказчиком, более половины профессиональных навыков составляют soft skills. Для представителя профессии обязательны коммуникабельность, критическое мышление и аналитический склад ума.
Наравне, например, с менеджером по продажам бизнес-аналитик должен:
- уметь задавать правильные вопросы по существу и внимательно слушать;
- знать, как ненавязчиво, но твердо убеждать;
- иметь навыки разрешения конфликтов и управления стрессом;
- знать, как работать с возражениями;
- обладать эмоциональной выдержкой и деловой компетентностью;
- уметь слаженно работать в команде, адаптируясь к коллегам;
- иметь навыки презентации;
- знать, как внятно излагать систематизированную информацию.
По ходу работы бизнес-эксперт занимается управлением командой. Для успешного team leading ему важно уметь быстро принимать решения, четко излагать мысли и профессиональные наблюдения, а также грамотно ставить цели и контролировать деятельность разработчиков.
Кто занимается бизнес-аналитикой
На предприятиях, занятых выпуском продуктов, роль аналитиков отводится представителям профессий UX/UI Designer (дизайнерам) или Product Manager (продукт-менеджерам). В небольших организациях задачи решаются Project Manager (проект-менеджерами) или Product Owner (руководителями проектов).
В большинстве своем бизнес-аналитики в Беларуси — гуманитарии, овладевшие техническими знаниями и имеющие развитые soft skills, или же представители технических направлений (например, IT-тестировщики), которые в процессе основной работы получили необходимые экономические знания.
Возможный уровень дохода и карьерные перспективы
Начинающие специалисты, находящиеся на уровне junior, каждый месяц зарабатывают от 600-700 долларов США. Эксперты, вышедшие на middle и следующие уровни, ежемесячно получают до 3000-3500 долларов. В медицине и иных специфических областях заработок доходит до 5000-6000 долларов.
Для бизнес-аналитика возможен как вертикальный, так и горизонтальный карьерный рост. Первый вариант предполагает повышение до консультанта или руководителя команды разработки, архитектора деловых процессов. При горизонтальном движении по карьерной лестнице можно перейти в смежное направление и стать,например, продакт-менеджером или ведущим системным аналитиком.


