Рассматривая понятие бизнес-аналитики и продуктовой аналитики, часто приходится сталкиваться с непониманием, чем они отличаются и что у них есть общее. На самом деле, разница не такая уж и большая. Если бизнес аналитик работает в сфере услуг, то есть, на клиента, то продуктовый аналитик работает непосредственно над продуктом.
И первый, и второй специалист имеют общий набор функций:
- ведение документации, сбор требований, составление плана проекта;
- поддержка связи между техническими командами;
- управление деятельностью и ожиданиями заинтересованных сторон и пр.
А вот чтобы разобраться с их отличиями, следует рассмотреть, чем каждый из них занимается и какие задачи выполняет.
Чем занимается бизнес аналитик в ИТ
Задача бизнес-аналитика – работа над ключевым бизнес-продуктом. Это предполагает работу над всеми функциями, включенными в продукт для достижения поставленного перед бизнесом результата. Специалист может одновременно заниматься несколькими проектами. Как стать бизнес аналитиком? Необходимо быть отлично подкованным в математике, финансах и экономике, на высоком уровне владеть английским языком, знать отечественные и зарубежные стандарты отчетности.
Тут же может возникнуть вопрос: в чем разница между бизнес аналитиком и системным аналитиком? Ведь иногда их функции путают.
Если объяснять по-простому, то получается, что первый занимается определением того, что необходимо делать для решения текущих задач и проблем. А системный аналитик это тот, кто описывает, как именно система должна работать с технической точки зрения.
Кто такой продуктовый аналитик
В сферу деятельности продуктового аналитика входит задача заниматься продуктом сразу по нескольким направлениям – маркетинг, продажа. Он работает исключительно только над продуктом, являющимся основной сферой деятельности компании. Процесс исследования продукта продолжается не один год, так как главное – это обеспечить его успешность на рынке.
Основные задачи продакт-аналитика:
- определение стратегии;
- выбор целевого рынка;
- анализ полученных результатов;
- управление жизненным циклом основного продукта.
Product Owner vs Product Manager разница – еще один интересующий многих вопрос. Если говорить кратко, то продакт-менеджер – специалист, принимающий окончательное решение по продукту. Он нацелен на развитие продукта, который должен при наименьших вложениях принести наибольшую прибыль.
В то же время продакт-оунер – это владелец продукта, ответственный за достижение максимально возможной его ценности как результата работы всей команды. Он отвечает за то, чтобы каждый, кто входит в команду, четко понимал цели и задачи.
Так в чем же разница между бизнес-аналитиком и продакт-аналитиком?
Ключевая разница – в какой компании трудится специалист. Бизнес-аналитики работают в сервисных компаниях, собирая требования от относящихся к их территории клиентов. Затем специалист по результатам анализа этих требований отчитывается перед руководством проекта.
Продакт-аналитик – сотрудник, работающий в продуктовой компании. Вначале он получает сведения о продукте от главного руководителя компании. Собрав все требования, он отправляется на рынок и изучает информацию о необходимом продукте (выявляет плюсы, минусы и т.д.). После этого он делится полученными данными с руководителем.
Как видно, в работе двух специалистов как и много общего, так и того, что их отличает друг от друга.